АКЦИЯ
МЕСТА
Диктант и TruD всё перетрут
Зачем иностранцы сдают тест на знание русского языка →
ИСТОРИИ ИЗ СТРАН
ЛЮДИ
Тотальный и доступный
Как незрячие и неслышащие люди пишут диктант →
Земля, как слышно? Запись получили, готовы писать
Как пишут Тотальный диктант на МКС →
Язык до Таллина доведет
Как тотальный экипаж путешествовал по городам →
Через диктанты к звездам
Как знаменитости ежегодно читают тексты Тотального диктанта →
Спишется —слюбитсяnew
Истории людей, которые нашли любовь благодаря Тотальному диктанту →
Диктант читать — скуки не знатьnew
5 историй нетипичных диктаторов →
Опять двойкаnew
Истории участников акции, которые не сдаются →
«На обороте бланка кто-то написал „Евгений Германович, вы изверг“»new
Четыре писателя — о том, как создавали тексты для Тотального диктанта →
Координатор всему головаnew
Истории организаторов акции — от Братска до Бостона →

Как проект «Недиктант.Дети» учит детей не бояться ошибок

грамоту знало
акция
лишь бы
Чем бы дитя
ни тешилось,
Вместо стресса — интерес, вместо двойки — сертификат «Молодец». Проект «Недиктант.Дети» Тотального диктанта появился в 2024 году, а уже в 2025-м в нем участвовали несколько тысяч детей и подростков со всей страны. 
Загадки и ребусы вместо диктовки
Загадки и ребусы вместо диктовки
— Почти с самого начала проекта на Тотальный диктант приходили дети. Им было тяжело: получали низкие оценки, расстраивались, плакали, — рассказывает кандидат филологических наук, координатор проекта «Недиктант.Дети» Ксения Деменева.

В 2022–2023 годах организаторы Тотального диктанта попробовали смягчить формат диктанта для детей: вместо двоек им рисовали тучки, а вместо пятерок — солнышки.
Но дети по-прежнему уставали от быстрого письма и не успевали за диктаторами. Школьники разных классов знали разный объем правил русского языка, а текст диктанта так и оставался единым для всех.

Идея окончательно изменить формат возникла на летней стратегической сессии Тотального диктанта в 2024 году.
Тогда команда ехала на мероприятие на одном поезде и по дороге обсуждала акцию для детей.
Ксения пришла в Тотальный диктант в 2019 году. На фото она на одном из мероприятий проекта.
Фото: соцсети Ксении Деменевой 
— рассказывает Ксения.
— Володя Пахомов и Елена Курмышова сказали: «А если сделать диктант в формате олимпиадных заданий?»
И я подумала: «Да, наверное, это мое»,
Еще во время учебы в школе и университете Ксения Деменева участвовала в олимпиадах по лингвистике. В 2017 году координатор устроилась на работу в Высшую школу экономики и стала сама организатором олимпиады,
а уже в 2023-м издала пособие «Олимпиадные задачи
по лингвистике для средней школы». Задания из него должны были помочь тренировать языковую догадку и научить решать задачи эвристического типа — это нестандартные задачи с расчетом на догадку, озарение.

Координатор предложила команде Тотального диктанта заменить диктовку для детей на задания с элементами догадки и анализа. В 2024 году Ксения впервые придумала 20 заданий для школьников, которые пришли на Тотальный диктант. Основой для них стал текст из сборника Марины Москвиной «Моя собака любит джаз» — рассказ про мальчика и его любимую таксу. Участники должны были прочитать текст автора и с опорой на него выполнить задания.

— У нас фокус на тексте: ребенок должен к нему возвращаться, вчитываться, замечать детали, — говорит Ксения Деменева.

Пробный запуск проекта «Недиктант.Дети» сделали осенью — разослали задания и ключи от них знакомым учителям и региональным координаторам. Тестовая детская акция прошла в Москве, Ивантеевке, Нижнем Новгороде и других городах.

И хотя проект изначально придумали для учеников с 1-го по 8-й класс, в пробном варианте участвовали и старшеклассники. По словам Ксении, этот запуск выявил главную проблему: младшие школьники почти не получали «пятерки», а старшеклассники справлялись легко — систему оценки надо было менять.

Официально о новом проекте команда Тотального диктанта объявила в 2025 году. Детская акция прошла в один день со «Взрослой» в более чем 20 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Площадками для нее стали школы и детские библиотеки. Отдельный текст для «Недиктанта.Дети» — «Осторожно, тигры!» — написала автор ТД-2025 Марина Москвина. Текст для школьников также был посвящен путешествиям, а после его прочтения предлагалось разгадать ребусы, написать правильно названия животных, найти лишние слова, расставить знаки препинания в предложении. «Если что-то не решите, ничего страшного. „Недиктант“ не проверочная работа. Мы просто путешествуем вместе и узнаем тайны русского языка», — говорили организаторы акции школьникам в этот день.

Систему оценки заданий доработали, чтобы уравнять шансы детей из младшей и средней школы. Максимальное количество баллов за задания — 100. Отличниками становятся те, кто набирает более 85. Работы детей проверяют филологи, учителя русского языка и студенты.

— Мы проверяем по ключам, и мы не вносим в них изменения. Это не потому, что я не хотела принимать другие ответы, а потому, что все должны находиться в одной ситуации, — объясняет Ксения.

В 2025 году в детском формате акции участвовали более пяти тысяч школьников. Каждый участник получил сертификат, а отличники — сертификат с оценкой.
Ксения на стратегической сессии Тотального диктанта в 2025 году.
Фото: личный архив героини
Яна успела записать за диктатором лишь несколько слов
Яна успела записать за диктатором лишь несколько слов
В 2024 году Яна Синицына из Ивантеевки только научилась писать печатными буквами. Ее мама Анжелика — инженер, влюбленный в русский язык, — решила: «Пусть попробует написать [Тотальный диктант]. Главное — участие». Тогда Яна успела записать за диктатором лишь несколько слов. Остальное «утонуло» в шуме сердца и чувстве, что все вокруг пишут быстро, уверенно, а она нет. Выйдя из аудитории, девочка заплакала: «Больше никогда не пойду!»

— Она еще печатными буквами писала, прописью никак. И не успевала. Она такая — скромная, боязливая, выжидательная. Расплакалась, и ей дали просто порисовать, — рассказывает Галина Савельева, городской координатор акции в Ивантеевке.

Тогда же дочь самой Галины училась в третьем классе. И осенью, когда будущий координатор акции «Недиктант.Дети» Ксения Деменева предложила протестировать новый формат, Галина спросила у классного руководителя дочери: «Наталья Геннадьевна, пишем?»

Классный руководитель, которая «за любой кипеж», согласилась. Галина и Наталья решили протестировать задания «Недиктанта.Дети» на одном классе и разместили детскую площадку в Ивантеевском филиале Московского Политеха, где Галина работала преподавателем русского языка. В 2024 году на пробный «Недиктант» в Ивантеевке пришли 24 участника.

Яна Синицына (справа).
Фото: личный архив Анжелики Простовой
— Детям понравилось, и когда я спросила: «В следующем году делаем?» — все хором ответили: «Конечно!» Детей участвует все больше. Потому что важно с самых этих лет, с первых шагов в школе показывать: русский язык — не про страх и двойки, а про участие, внимание, уважение. И если ребенок хотя бы попытался — он уже на пути к этому уважению, — говорит Галина Савельева.
Уже через год Анжелика Синицына увидела пост Галины в соцсетях — это были пробные задания «Недиктанта.Дети», размещенные заранее, чтобы дети могли подготовиться.И Яна, несмотря на неудачу в прошлом году, начала читать текст и делать задания. «Диктовать тебе ничего не будут, там будет тест, это будет легче», — пообещала Анжелика дочери. И та согласилась пойти.

В 2025 году в Ивантеевке заработали две площадки, где дети могли проверить свои знания русского языка — Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007 и тот самый Ивантеевский филиал Московского Политеха. Во второй Синицыны пришли всей семьёй. И пока мама с папой писали «взрослый» диктант за одной партой, Яна в соседней аудитории решала задания «Недиктанта.Дети». Она читала, думала, перечитывала. Иногда вздыхала, но не плакала. А в конце получила не оценку, а сертификат с надписью «Молодец!».

— Она шла с хорошим настроением, — вспоминает Анжелика. — И уже понимала: у нее получилось.

После акции Синицыны пошли в кафе «Семейный день».
Основной площадкой для детей стал Ивантеевский филиал Московского политехнического университета. Именно на этой площадке проводился пробный диктант для детей в 2024 году.
Фото: https://vk.com/ivmospolyteh
Анжелика Простова с мужем Сергеем Синицыным и дочерью Яной Синицыной перед диктантом 2025 году.
Фото: личный архив Анжелики Простовой
Семья Яны на награждении.
Фото: личный архив Анжелики Простовой
Вторая площадка «Недиктанта.Дети» в Школе скорочтения и развития интеллекта IQ007.
Фото: https://vk.com/iq007_ivanteevka
«Завидовали не шоколадке —
а слову „отлично“ на сертификате»
«Завидовали не шоколадке —
а слову „отлично“ на сертификате»
В городе Рубцовске Алтайского края Тотальный диктант проходит с 2012 года, а в 2026-м отметит своё 15-летие. Любовь Заремская, библиотекарь и бессменный куратор проекта в городе, рассказывает, что обычно дети восьми-девяти лет, с зажатыми в руках ручками, с надеждой в глазах приходили на акцию вместе с родителями, садились за парты… И на середине текста «сдувались».

— Они не могут текст дописать до конца. Знаю это на примере своего сына. Он начал писать диктант с десяти лет и дописал — он усидчивый мальчишка. А многие его одноклассники побаивались или на серединке «сдувались». А оценочку-то хочется потом узнать, — говорит Любовь.

В 2024 году Рубцовск стал одним из городов, где прошёл тестовый «Недиктант.Дети», а уже в 2025-м там открылось пять детских площадок в библиотеках. Организаторы украсили их баннерами с символикой акции, сделали выставки книг авторов акции прошлых лет. А местный магазин канцелярских товаров прислал на «Недиктант.Дети» аниматора в костюме карандаша, который встречал гостей. В основном это были ученики третьих и четвёртых классов, всего пришло 149 участников.
Перед выполнением заданий дети и подростки могли поучаствовать в алфавитной эстафете и расставить буквы по порядку на скорость.

Любовь Заремская рассказывает, что сами задания детской акции «вначале ввели ее в ступор» и заставили «напрячь мозги» даже взрослых коллег. Рубцовским учителям начальной школы формат показался знакомым — «похож на выпускные проверочные работы, которые бывают в конце учебного года». Но было и отличие: здесь никто не ставил двойки.
— Это не школа. Здесь никто не пожурит. Нужно просто получить удовольствие от процесса,
— говорит Любовь.
Особенно Любови запомнилась девочка, которая сначала написала «Недиктант», набрав 87 из 100 баллов, а потом попыталась написать и взрослый диктант. Написала, но допустила много ошибок, поэтому проверяющие нарисовали на ее «взрослой» работе смайлик.

Уже через неделю после детской акции всех участников пригласили на церемонию награждения. Организаторы вручили детям их работы, сертификаты и шоколадки.

— Завидовали [дети] не шоколадке, а слову «отлично» на сертификате, — говорит Любовь Заремская.

Все дети в Рубцовске получили подарки от местного канцелярского магазина.
Фото: https://vk.com/biblioteka_
rubtsovsk
Участниками проекта стали 319 человек, 149 из них дети. 
Фото: https://vk.com/biblioteka_
rubtsovsk
«Если площадка детская —
значит, всё должно быть детским»
«Если площадка детская —
значит, всё должно быть детским»
После диктанта 2023 года Юлия Маркова, координатор из Читы, слушала итоговый вебинар от команды проекта. Её коллега из Москвы Валентина рассказывала о пробной детской площадке на Лубянке. У Юлии что-то щёлкнуло внутри.

— Это прозвучало как щелчок, — вспоминает Юлия. — Я немедленно подумала: если площадка детская — значит, всё должно быть детским. Не только диктор, но и координатор, волонтёры, фотограф… Всё. От первого приветствия до последнего сертификата.

Тогда, в 2023-м, об официальном детском «Недиктанте» еще не было и речи — только эксперимент в Москве. Идея, казалось, висела в воздухе, но никто еще не решался ее воплотить целиком. Юлия решилась.
В 2024 году в Чите впервые появилась детская площадка.
Юлия Маркова на первой Дальневосточной школе координаторов Тотального диктанта. Ноябрь 2025 года.
Фото: личный архив Юлии Марковой
— У нас там были волонтеры — школьники, даже школьница-фотограф была на этой площадке. Со всех сторон — детская площадка.
Диктатором и координатором площадки стала Василиса Маркова, дочь Юлии. Василиса учится в театральной студии, ведёт школьные концерты, летом работает вожатой. К «Недиктанту» Василиса готовилась серьёзно: получив текст за несколько дней до диктанта «под строгим секретом», тренировалась диктовать на младшем брате. Тот, правда, сдался через три предложения, но Василиса нет.

— Она каждому перед входом улыбалась, спрашивала: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» — и вручала подарочек: ручку, блокнотик, сертификат в детский центр, — рассказывает Юлия Маркова.

Василиса стояла в холле и махала каждому ребенку, который приходил. Некоторые дети прятались за родителей — руки в карманах, взгляд в пол, плечи чуть подтянуты. Тогда подросток говорила: «У меня есть для тебя подарок»,
«Иногда мне тоже страшно быть без мамы». Кто-то отвечал сразу, кто-то после паузы, переглянувшись с мамой.

— Ребенок чувствует ребенка, — говорит Юлия Маркова. — Я работаю со старшеклассниками, и мне вот такое общение с малышами… Как-то я от этого уже отвыкла. А она, видимо, все-таки недалеко от них ушла.

Год спустя — в 2025-м — формат изменился: вместо диктанта появились задания. Олимпиадного типа, но построенные на одном тексте. Тут же возникло новое решение: проверить бланки самостоятельно.

— Я Василисе говорю: «Ты уверена? Это почти сотня бланков». А она: «Мам, я сама всё сделаю», — вспоминает Юлия.

В этом году в Чите на «Недиктанте.Дети» собралось около 90 участников. Три площадки: одна — в университете, две — в школе. Везде — дети-волонтеры. Школьники на входе. Школьница с фотоаппаратом. Студент из отряда «Тотальный нянь», у которого на руках уснула двухлетняя девочка.

Василиса Маркова, дочь Юлии Марковой, впервые выступила в роли координатора площадки «Недиктант.Дети». Ей было 13 лет. 
Фото: личный архив Юлии Марковой
В 2025 году Василиса Маркова вновь стала координатором площадки «Недиктант.Дети». А ее ровесники стали волонтерами и фотографами. 
Фото: личный архив Юлии Марковой
Задания были не «школьные», а нестандартные, с неочевидными ходами, как головоломки. Дети решали их не под страхом оценки, а ради удовольствия. Некоторые волонтеры брали бланки и пробовали решить тоже — «хотя их работы проверять не будут».

Одна из участников «Недиктанта», пятиклассница, за час до окончания отведенного времени «взахлеб рыдала» над последним заданием. К ней подходили волонтеры, организаторы, ее мама оторвалась от диктанта на «взрослой» площадке. Девочка не ушла и дописала. Позже выяснилось: проблема была в «подкраннике».

— Я до сих пор помню этот «подкранник», — рассказывает Василиса про задание. — Там был ребус: «под» + картинка крана + «ник». И дети поголовно писали «подкранник» вместо «подводника». Я сама «подкранник» написала, — рассказывает Василиса.

После завершения акции она сидела с волонтерами, проверяла работы, считала баллы — и потом сама раздавала сертификаты. Когда результаты подсчитали, оказалось, что та самая пятиклассница набрала максимум баллов.

И на церемонии награждения она стояла рядом с мамой — обе с пятерками в сертификатах.