АКЦИЯ
МЕСТА
Диктант и TruD всё перетрут
Зачем иностранцы сдают тест на знание русского языка →
ИСТОРИИ ИЗ СТРАН
ЛЮДИ
Тотальный и доступный
Как незрячие и неслышащие люди пишут диктант →
Земля, как слышно? Запись получили, готовы писать
Как пишут Тотальный диктант на МКС →
Язык до Таллина доведет
Как тотальный экипаж путешествовал по городам →
Через диктанты к звездам
Как знаменитости ежегодно читают тексты Тотального диктанта →
Спишется —слюбитсяnew
Истории людей, которые нашли любовь благодаря Тотальному диктанту →
Диктант читать — скуки не знатьnew
5 историй нетипичных диктаторов →
Опять двойкаnew
Истории участников акции, которые не сдаются →
«На обороте бланка кто-то написал „Евгений Германович, вы изверг“»new
Четыре писателя — о том, как создавали тексты для Тотального диктанта →
Координатор всему головаnew
Истории организаторов акции — от Братска до Бостона →

Как Тотальный диктант и библиотеки проводят фестивали грамотности

большой
акция
фестиваль
диктанту —
Большому
Однажды команда Тотального диктанта подумала, что одного события им недостаточно, и устроила целый фестиваль грамотности, посвященный русскому языку. Сначала это была часть акции в Якутске, а затем проект разросся: ежегодно проводятся несколько фестивалей, в том числе за границей. Как появилось это «грамотное» событие, что общего у бара и квиза по русскому языку и может ли филолог стать хедлайнером?
Первый фестиваль в Якутске
Первый фестиваль в Якутске
В 2021 году Тотальный диктант провел первый масштабный «Фестиваль грамотности» в Якутии — столице акции. Тогда мероприятие было частью большой программы, которую готовили региональная и федеральная команды.

— На следующий день после конкурса [на звание столицы] мы сидели в аудитории с представителями городской якутской команды. С Ольгой Ребковец (основателем фонда «Тотальный диктант». — Прим. ред.) обсуждали, как сделать событие — получение статуса столицы для Якутска — более значимым… Тогда мы придумали фестиваль грамотности как проект для Якутска, чтобы там все масштабные события прошли, — рассказывает руководитель социокультурных проектов Тотального диктанта Ольга Суслова.

Первый фестиваль шел пять дней, во время него прошло больше 50 мероприятий в университетах, библиотеках и общественных пространствах. Это были лекции, мастер-классы по лингвистике и деловой коммуникации, олимпиады и викторины. Андрей Геласимов, автор текста Тотального диктанта — 2020, презентовал тогда книгу на якутском языке — «Жажда».

По словам Ольги Сусловой, до этого фонд не проводил масштабные события, посвященные русскому языку. Конечно, кроме самого диктанта. В основном эксперты ТД выступали на мероприятиях «по приглашениям». 

— Главная наша цель — объединять людей, показывать, как много мы можем сделать вместе. Сделать человека грамотнее — это здорово, но задача очень амбициозная…
Фестиваль грамотности в столице Тотального диктанта Якутске в 2021 году.
Фото: totaldict.ru
Язык — это не учебник русского языка. Язык — это то, что помогает нам ссориться и мириться, работать, объясняться в любви.
Это вещи, очень важные для человека. И показать многообразие языка, то, как погружение в него становится погружением в самого себя, — вот о чем наши фестивали грамотности, — говорит Ольга Суслова.

После первого большого фестиваля стало понятно: у организаторов хватает тем и творческих ресурсов. А название — «Фестиваль грамотности» — стало форматом для следующих мероприятий.

— Для ивент-индустрии такой просветительский проект не очень типичное событие, скажем честно. В основном что такое литературный фестиваль? Это книжная ярмарка с писателями. А здесь это целиком фестивали, посвященные языку… Видя название, можно подумать, что мы рассказываем о русском как о школьном предмете. Но мы раскрываем эту тему: не только правописание, а разговоры, смыслы, чтение вслух… На фестивали языка приходят самые разные люди, не только филологи. А почему? Потому что язык имеет отношение к каждому из нас в любой момент жизни, — объясняет Ольга Суслова.
20 фестивалей за 5 лет
20 фестивалей за 5 лет
Всего с 2021 года фонд провел свыше 20 фестивалей грамотности под разными названиями. Центральными площадками и партнерами проекта всегда становятся библиотеки. 

В 2020 году ТД получил грант от Фонда президентских грантов на открытие центров грамотности в российских библиотеках — площадок, где можно «бесплатно, качественно и увлекательно повысить свою грамотность». В рамках проекта «Библиотека грамотности» такие центры появились в 85 библиотеках 19 регионов страны: от Калининграда до Камчатки. И на их открытии начиная с 2021 года проходили мини-фестивали, посвященные языку. По словам Ольги Сусловой, это стало «обязательной частью». 

Например, во время запуска трех центров грамотности в Башкортостане председатель Филологического совета фонда Владимир Пахомов прочитал лекцию для всех желающих «Раздвигай пошире плечи, продвигай культуру речи». А в Удмуртской Республике, когда появились шесть центров, прошла научно-практическая конференция «Родной язык как фактор культурной идентичности». 
Открытие центров грамотности в Башкортостане в 2021 году.
Фото: biblioteka.totaldict.ru
В 2022 году появились первые «Грамотные выходные» — серия фестивалей в российских библиотеках, когда в течение трех дней, пятницы, субботы и воскресенья, на разных площадках эксперты рассказывают о языке. С августа по октябрь «Грамотные выходные» прошли в Рязанской, Калининградской, Самарской, Тамбовской, Ярославской, Псковской, Нижегородской областях и в Удмуртской Республике — всего в 22 городах. В 2023-м еще фестиваль развернулся с июля по октябрь в Калининградской, Омской, Свердловской и Мурманской областях.

По словам Ольги Сусловой, чаще всего на место проведения и название фестиваля влияет выделенный грант. От него зависят сроки, а также программа мероприятий. 

— Если грант небольшой, понятно, что у нас нет возможностей далеко, к сожалению, отвезти наших экспертов… Мы никогда не можем быть уверены, что какой-то грант получим, не всегда даже понимаем, насколько реально фестиваль сделать без гранта. Иногда получается это сделать и за счет других ресурсов, но не всегда, — объясняет Ольга Суслова.

Организаторы, как правило, стараются устраивать фестивали в столице Тотального диктанта, однако не всегда есть такая возможность. Причина финансовая: нужно привезти экспертов, поселить их, разработать визуальную продукцию, сделать рекламу. «Если какие-то из этих вещей можно закрыть партнерством городских команд с местными организациями, например баннеры распечатать, то деньги, чтобы привезти и поселить экспертов, нужны обязательно. Городские команды — это сообщество волонтеров, и не всегда у них есть достаточно крутых партнеров, чтобы это финансово обеспечить».
В 2022 году фестиваль грамотности прошел в Ярославле, столице диктанта. Тогда на онлайн-марафоне проекта Андрей Геласимов представил нового автора — Василия Авченко. А в 2023-м в Нижнем Тагиле — столице акции того года — прошли «Грамотные выходные». На 12 площадках тогда было более 20 событий, который посетили свыше тысячи человек. Одной из локаций стал самый маленький музей России — «Лисьегорская башня» — площадью всего лишь 10 «квадратов». 

— Это одно из моих любимых мест [проведения фестиваля]… Нижний Тагил вообще окружают 33 вершины… Мы придумали такой формат для этой площадки [Лисьегорский музей] — «филологический пленэр». Как на обычном пленэре, когда люди идут в красивое место и делают зарисовки. Владимир Пахомов рассказывал интересные истории о названиях гор, которые окружали гостей, — рассказывает Ольга Суслова.
Читайте рассказы писателей о том, как они создавали тексты для Тотального диктанта [1]
Демидовский завод — центральная площадка Тотального диктанта-2023, столицей которого стал Нижний Тагил. Персонаж предпринимателя Демидова тогда поздравил всех участников. В целом акция развернулась на 35 локациях.
Фото: v-tagile.ru, tagilcity.ru
Фестивалем грамотности считается еще один проект фонда — «Тотальный фестиваль. Камчатка читает». Первый прошел в 2023 году в четырех городах Камчатского края и с тех стал ежегодным событием. Обычно организаторы устраивают лекции с филологами, лингвистами, книжную ярмарку, встречи с писателями и презентации новинок, мастер-классы, поэтические чтения. По словам Ольги Сусловой, это событие гораздо масштабнее, чем традиционные фестивали грамотности.

Фото: vk.com/totalfest
В апреле 2024 года в Томске, новой столице диктанта, состоялся двухнедельный фестиваль грамотности — «Тотальные недели». Гости слушали научно-популярные лекции, посещали мастер-классы, игры, встречи, кинопоказы и… чемпионат по скороговоркам.
«Родной, семейный…» фестиваль
«Родной, семейный…» фестиваль
В 2025 году в Москве, городах и селах Ярославской, Калининградской, Тамбовской и Новгородской областей развернулась целая серия фестивалей русского языка «Родной, семейный…», которые были посвящены семейному и устному общению.

— В рамках Тотального диктанта часто по понятной причине рассказываем о письменной речи… Но язык, конечно, в полной степени воплощается в устной речи. Говорили о том, как существует устный язык, зачем он нам, почему, например, важно читать вслух не только детям, но и взрослым, — говорит Ольга Суслова.

С августа по октябрь в библиотеках и на других площадках филологи, лингвисты и другие эксперты читали лекции, устраивали квизы, проводили мастер-классы.

— Мы всегда, если куда-то выезжаем, стараемся охватить не только областной центр, но и какие-то населенные пункты. Например, в фестивале «Родной, семейный…» «одинокой» была только Москва — мы там на одной площадке все делали. В остальных регионах были не только города, но и села, поселки, маленькие пункты, про которые, наверное, никто не знает, кроме тех людей, которые там живут, — рассказывает Ольга.

Например, в Ярославской области фестиваль прошел в библиотеке города Гаврилов-Ям, а в Тамбовской — в селе Платоновка и поселке Сатинка. В Новгородской области событие развернулось в библиотеке города Сольцы, «где до сих пор топят дровами, потому что нет газа», говорит Ольга Суслова.
Фестиваль русского языка «Родной, семейный…» на площадке Центральной библиотеке Сольцов. Фото: предоставлено библиотекарем Натальей Васильевой
Число посетителей фестивалей меняется от площадки к площадке: в городских библиотеках залы рассчитаны на 30−40 человек, в сельских — и того меньше. Так, в очных мероприятиях «Родного, семейного…» в 2025 году поучаствовали свыше 5 тысяч человек, еще больше 25 тысяч следили за трансляциями лекций в социальных сетях.

— Не могу сказать, что нас поражает количество [гостей], потому что мы всегда хотим, чтобы приходило больше. Но какой-то страх, когда только начинали [проводить фестивали], пропал.
Раньше казалось, это уж совсем какая-то безумная идея — несколько выходных людям рассказывать о русском языке. Оказалось, что тот кредит доверия, который есть к Тотальному диктанту, обаяние наших экспертов и профессионализм библиотек позволяют ожидать, что люди приходят и интересуются тем, что происходит, — говорит Ольга Суслова.

«Переписинг» и квизы в баре
«Переписинг» и квизы в баре
Организаторы стараются использовать географические и исторические особенности городов и сделать каждый фестиваль грамотности уникальным. Всегда стоит задача рассказывать не только о языке, но и о регионах, где события проходят.

— Нет такого, что мы придумали всё, а город как площадка выступает. С нашими региональными командами диктантов, с библиотекарями, которые работают в центрах грамотности, долго обсуждаем, чтобы фестиваль грамотности был нужен именно этому месту, чтобы он был востребован здесь… Фестиваль, например, в Москве будет сильно отличаться от фестиваля в Великом Новгороде, — объясняет Ольга Суслова.

Так, для фестиваля русского языка 2025 года «Родной, семейный…» в Великом Новгороде, который известен как центр русской письменности и летописи, придумали специальный конкурс в соцсетях:

— На мастер-классах люди рисовали открытки с видами города… Можно было получить такую открытку, но для этого нужно было придумать русский аналог слову «посткроссинг». Немного провокационная форма, потому что, понятно, нормального аналога не может быть, раз такое слово закрепилось в языке. Но мой любимый [вариант], который присылали, — «переписинг», — смеется Ольга Суслова.
Открытие Всероссийского фестиваля русского языка «Родной, семейный…» в Региональном институте профессионального развития и учителя Великого Новгорода.
Фото: vk.com/ripr53
В Калининградской области, где много населенных пунктов и топонимов с окончанием «-ск» — Советск, Славск, Гвардейск — организаторы предложили придумать еще один топоним с «-ск», который передал бы атмосферу области. В Тамбове зрители расшифровывали легенду о тамбовском волке, а в Нижнем Тагиле прошло несколько трансляций, где рассказывали о городе: что он не только «рулит!», как в шоу «Наша Russia».

Проходят и более привычные научно-популярные лекции с лингвистами, филологами, «популяризаторами грамотности». При этом организаторы стараются не фокусироваться исключительно на лекциях, чтобы не превращать фестиваль, который длится от трех дней до недели, в школьные уроки или пары в университете.
— Все наши форматы рассчитаны в первую очередь на взрослых. Они не могут быть нравоучительными, занудными, потому что мы конкурируем со всем миром развлечений, с одной стороны. С другой, надо учитывать, что взрослый давно забыл школьную программу.
Рассказывать о нюансах пунктуации не приходится, а вот заинтересовать, чтобы человек потом об этих нюансах вспомнил, — да, это наша задача, — отмечает Ольга Суслова.

Более распространенный формат — мастер-классы. В 2025 году на фестивале «Родной, семейный…» организаторы обучали гостей русскому жестовому языку, который буквально является «иностранным» для многих. Проходили мероприятия, связанные с «новой грамотностью»: мастер-классы по цифровым этикету и гигиене, публичным выступлениям. 

— В конце августа [в библиотеке в Сольцах] Ольга Суслова провела мастер-класс по цифровому этикету и арт-медитацию «Детская литература, которая спасает взрослых»… Мне запомнилось, что на первом подростки, слушая Ольгу, шептали друг другу: «Это про меня!» А я себе эту же фразу повторяла, потому что интернет-зависимость, к сожалению, — это про меня. А арт-медитация, кажется, в каждом участнике разбудила его внутреннего ребенка, после нее не могу остановиться читать детские книги, — рассказывает библиотекарь из Сольцов Наталья Васильева.

Конечно, не обходится без «классической», но любимой формы для поклонников Тотального диктанта — демодиктантов. Все как в «оригинале», — зачитывают тексты авторов прошлых лет или специально написанные к событию, а после награждают отличников. В этом году в Москве, например, прошел демодиктант по тексту Алексея Варламова, автора диктанта 2026 года.

Гости также встречаются с авторами диктанта и писателями, которые могут рассказать о русском языке. В Калининграде в рамках фестиваля «Родной, семейный…» выступила Анна Матвеева (автор 2024 года), а в Тамбове — Марина Москвина (автор 2025-го).
Писательница Марина Москвина на фестивале «Родной, семейный…» в Тамбове.
Фото: biblioteka.totaldict.ru
Устраивают и квизы. Как рассказывает сотрудница Центральной городской библиотеки имени А. П. Малашенко в Переславле-Залесском Яна Волкова, в 2025 году библиотека выиграла конкурс среди площадок и в качестве приза получила квиз от Тотального диктанта. Учреждение впервые присоединилось к фестивалю грамотности. От библиотеки требовалось подготовить помещение и участников для игры. Квиз «Тридцать и три вопроса о русском языке» прошел 9 октября, на вопросы отвечали 38 человек: школьники, писатели, литераторы, журналисты, учителя, экскурсоводы, депутаты и благотворители.

— Мне тоже удалось поучаствовать в качестве игрока… и как знатоку школьного русского языка и участнику многих мероприятий Тотального диктанта пришлось непросто, — рассказывает Яна Волкова.

Выбирают организаторы и неформальные места для квизов — бары. Это уже стало традицией.

— Казалось бы, ну как это так? Квиз о русском языке в баре? Туда ходит другая аудитория, и там атмосфера другая. Не лучше, не хуже, просто другая. Каждый вопрос — это повод рассказать о чем-то интересном, связанном с языком. Это тоже помогает достичь нашей цели — зрители любят наши развлекательные и азартные квизы, — говорит Ольга Суслова.
Квиз от Тотального диктанта «Тридцать и три вопроса о русском языке», который организовала Ольга Суслова в Центральной городской библиотеке имени А. П. Малашенко в Переславле-Залесском на фестивале «Родной, семейный…».
Фото: предоставлено Яной Волковой
Превратить филологов в хедлайнеров
Превратить филологов в хедлайнеров
За пять лет фестивали грамотности и русского языка Тотального диктанта объединили и связали многих людей, в первую очередь организаторов.

— Процесс общения между организаторами — одна из ключевых частей. Она не техническая, но очень важная. В 2025 году фестиваль назывался «Родной, семейный…», и Владимир Пахомов (председатель Филологического совета Фонда. — Прим. ред.) после одного из мероприятий мне написал, что событие получилось именно родным и семейным. И вот фестиваль не может быть таким только для зрителей — он сначала должен сплотить организаторов, для них стать родным, чтобы потом быть таким уютным для тех, кто приходит, — замечает Ольга Суслова.

Кто-то стал завсегдатаем и даже «представителем» события. Как говорит Ольга Суслова, за годы появился целый «пул» друзей и экспертов, без которых не обходится фестиваль. В их числе — Владимир Пахомов.
Владимир Пахомов на фестивале «Родной, семейный…» в Тамбове.
Фото: скриншот видео в группе Фонда во «ВКонтакте»
— Это звезда наших фестивалей. И иногда даже неловко, что на писателей приходит меньше людей, чем на Владимира. Это полная заслуга многолетней работы, и в первую очередь обаяния и мастерства. Но то, что филолог становится звездой, — тоже результат фестивалей, — смеется Ольга Суслова.
Среди экспертов также — лингвист Антон Сомин, который «собирает полные залы» и «мастерски рассказывает о языке», филолог и популяризатор Светлана Гурьянова, специалист по цифровому этикету Ольга Лукинова, книжный блогер Константин Мильчин. А еще члены Филологического совета, каждый из которых хотя бы раз выступал на фестивалях.

— Это такие люди, как, скажем, на музыкальном фестивале есть хедлайнер. Они уже становятся звездами и движущей силой наших фестивалей, без которых ничего бы не состоялось. При этом человек может быть доктором филологических наук, ученым, секретарем какой-нибудь комиссии. И он так рассказывает о языке, что [выступает] не хуже, чем какая-нибудь рок-группа, — замечает Ольга Суслова.